СТЕПАН ПРОКОФЬЕВИЧ ТИМОШЕНКО

  Механик и инженер Степан Прокофьевич Тимошенко (22.12.1878 — 29.05.1972) родился в селе Шпотовке Черниговской губернии в семье землемера — сына крепостного крестьянина. В 1889 г. он поступил в реальное училище в г. Ромны, которое окончил в 1896 г. В реальном училище С.П. Тимошенко особенно увлекался математикой и решил поступить в одно из лучших в то время учебных заведений — Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Конкурс в этот институт был очень большой. Не будучи уверенным в поступлении, С.П. Тимошенко сдавал экзамены также и в Институт гражданских инженеров, готовивший инженеров-строителей, в котором  вступительные экзамены начинались на три недели раньше, чем в Институте инженеров путей сообщения. Однако эта предосторожность оказалась излишней. С.П. Тимошенко успешно выдержал экзамены в оба института и выбрал Институт инженеров путей сообщения. В этом институте ранее преподавали Г. Ламе, Б. Клапейрон, П.И. Собко. С.П. Тимошенко слушал лекции и выполнял проекты мостов у Н.А. Белелюбского и Л.Ф. Николаи. Особенное впечатление произвели на него лекции Ф.С. Ясинского, читавшего курс статики сооружений.

После окончания института С.П. Тимошенко посетил Германию и Швейцарию, затем год прослужил в армии вольноопределяющимся в саперном батальоне, а в 1902 г. был приглашен лаборантом в механическую лабораторию Института инженеров путей сообщения, возглавляемую Н.А. Белелюбским. Работая в лаборатории С.П. Тимошенко пополняет свои знания по математике, слушая различные курсы математики на физико-математическом факультете Петербургского университета.

В 1903 г. профессор кафедры сопротивления материалов Петербургского политехнического института С.И. Дружинин пригласил Тимошенко лаборантом в механическую лабораторию и он принял его предложение. В этом институте С.П. Тимошенко вел упражнения по курсам сопротивления материалов, который читал Дружинин, и по теоретической механике, который вел лектор И.В. Мещерский. В это время он изучал курсы математики, теории упругости, посещал основанный в 1903 г. механический кружок В.Л. Кирпичева и принимал участие в монтаже поступающих из заграницы испытательных машин.

В 1904 г. С.П. Тимошенко командируется для ознакомления с немецкими высшими техническими школами в Берлин и Мюнхен. В 1905 — 1906 гг. в связи с закрытием высших учебных заведений в Санкт-Петербурге, вызванным революционными волнениями, С.П. Тимошенко посещал лекции по механике в Геттингенском университете и работал в лаборатории института прикладной механики, возглавляемой Л. Прандтлем. Здесь он начал заниматься задачей устойчивости двутавровой балки. Решение ее он продолжил в политехническом институте в Петербурге. В 1905—1906 гг. вышла статья С.П. Тимошенко, в которой рассмотрен совместный изгиб и кручение тонкостенных стержней в связи с исследованием устойчивости плоской формы изгиба двутавровой балки. Эту работу и еще три статьи с представлением В.Л. Кирпичева С.П. Тимошенко отправил в Киевский политехнический институт в связи с замещением должности заведующего кафедрой сопротивления материалов. На эту кафедру он был избран в конце 1906 г., когда ему было 28 лет. Работая в Киевском политехническом институте, С.П. Тимошенко написал курсы сопротивления материалов, первую часть курса теории упругости  и составил задачник во курсу сопротивления материалов.

Весну 1907 г. С.П. Тимошенко провел снова в Геттингене, слушал лекции Ф. Клейна и Л. Прандтля.   В 1908 г. С.П. Тимошенко был назначен секретарем, а в 1909 г. — деканом инженерно-строительного факультета Киевского политехнического института.

В 1909 — 1910 гг. С.П. Тимошенко занимался задачами устойчивости упругих систем. В 1910 г. опубликовал монографию, в которой решение задач устойчивости проводилось энергетическим методом из условия минимума энергии. Эту работу и статью он представил на соискание присуждаемой один раз в десять лет премии имени Д.И. Журавского. (Заметим, что в денежном выражении премия была , равна годовому профессорскому жалованью.) Специальное жюри на основании отзывов И.Г. Бубнова, Н.А.Белелюбского, С.И. Белзецкого, В.Л.Кирпичева, Г.В. Колосова и Г.Н. Соловьева присудило в 1911 г. С.П.Тимошенко премию Д.И. Журавского.

1911 г. С.П. Тимошенко был уволен из Киевского политехнического института с запрещением состоять на государственной службе за противодействие правительственной политике управления высшими учебными заведениями. Оно заключалось в приеме в Киевский политехнический институт на возглавляемый им факультет лиц еврейской национальности в количестве, превышающем пятнадцати- процентную от общего приема норму. В связи с этим он первое время вел почасовые занятия в Электротехническом и Политехническом институтах в Петербурге. В 1912 г. по рекомендации А.Н. Крылова был приглашен консультантом на судостроительные заводы.

В 1913 г. А.Н. Крылов отказался от должности профессора теоретической механики в Институте инженеров путей сообщения. По его рекомендации эту должность получил С.П. Тимошенко, ставший впоследствии профессором такой же кафедры в Электротехническом институте. Перед первой мировой войной С.П. Тимошенко был назначен членом Мостовой комиссии Инженерного совета Министерства путей сообщения. Он выполнил и опубликовал ряд работ по динамике и прочности рельсов. В конце 1913 г. он закончил работу над первым, а летом1915 г. — над вторым томом курса теории упругости. В декабре 1917 г. во время зимних каникул С.П.Тимошенко поехал в Киев повидать семью. Вернуться в Петроград ему не удалось. Он снова стал профессором Киевского политехнического института и принял участие в работе Комиссии академика В.И. Вернадского по организации Украинской Академии наук.

В 1920 г. С.П. Тимошенко уехал из России в Югославию и занял место заведующего кафедрой сопротивления материалов в политехническом институте в г. Загребе. Условия жизни его в это время были очень тяжелыми.

Летом 1922 г. он переехал в США и начал работать в фирме по устранению вибраций, а в 1923 г. перешел на должность инженера в научно-исследовательских лабораториях компании «Вестингауз» в г. Питсбурге. Здесь он организовал лабораторию оптического метода исследования напряжений, консультировал расчеты на прочность деталей машин, читал лекции по сопротивлению материалов и теории упругости для инженеров лаборатории, здесь, как он сам сказал в беседе на кафедре «Сопротивление материалов» МВТУ  им. Н.Э. Баумана, он стал инженером-механиком. На основании лекций, прочитанных им совместно с И.М. Лессельсом в 1927 г., была опубликована книга «Прикладная теория упругости». В 1928 г. вышла из печати его книга «Теория колебаний в инженерном деле» (первое издание). В этом же году по его инициативе была организована секция прикладной механики при Американском обществе инженеров-механиков, которая впоследствии стала издавать «Журнал прикладной механики».    В 1927 г. С.П. Тимошенко возглавил кафедру прикладной меха­ники Инженерной школы Мичиганского университета в г.Анн-Арбор, штат Мичиган, США, оставаясь консультантом фирмы Вестингауз. В этом университете С.П.Тимошенко прочитал курсы по технической механике, сопротивлению материалов, теории упругости, теории плас­тин и оболочек, устойчивости упругих систем, организовал лаборато­рии по оптическому методу изучения напряжений, исследованию усталостной прочности и ползучести металлов.

В 1936 г. С.П. Тимошенко возглавил кафедру прикладной меха­ники в Стенфордском университете (г.Стенфорд, штат Калифорния, США), которая готовила магистров и докторов наук. Здесь он про­должает занятия с докторантами, читает лекции по механике, плас­тинам и оболочкам, статике сооружений, истории сопротивления материалов. В 1944 г. (в 65 лет) Тимошенко вышел в отставку и перешел на должность преподавателя, не занимающего кафедры. В 1954 г. (в 75 лет) он перестал читать лекции и занялся переработкой и переизданием своих книг.

С.П. Тимошенко принимал участие в работе различных конферен­ций и Международных конгрессов по теоретической и прикладной механике. В 1958 и 1967 гг. он приезжал в Советский Союз. После первого посещении СССР он опубликовал две книги. В этих книгах дается высокая оценка постановки инженерного образования в СССР и, в частности, преподавания сопротивления материалов в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Интересно, какое впечатление произвел С.П. Тимошенко на академика Петра Леонидовича Капицу (1994—1984). Последний в письмах к матери пишет: «У меня на Эдинбургском съезде Британской ассоциации наук новое знакомство — это профессор Тимошенко. Очень умный и милый человек. Он высокого роста, с белыми кудрями, с маленькой бородкой, бледное лицо, светлые умные глаза. От него дышит кабинетом и книгой. Он действительно умен, тот спокойный и глубокий ум, который я встре­чал мало у кого. В нем есть что-то обаятельное, хотя он говорит мало и редко. Всегда тихим и спокойным голосом.».

Работы С.П. Тимошенко по прикладной механике были отмечены различными премиями и Американского общества инжене­ров- механиков учредило медаль имени С.П.Тимошенко, причем пер­вой медалью был награжден он сам.

С.П. Тимошенко состоял членом Академий наук ряда стран: УССР (1918 г.), СССР (член-корреспондент 1928 г., позднее иностранный член), Польской Академии медалями. В 1958 г. в честь его 80-летия Отделение прикладной механики наук (член-корреспондент, 1935 г.), Аме­риканского философского общества (член-корреспондент, 1939 г.), Парижской Академии наук (член-корреспондент, 1939 г.), Американ­ской Академии наук (член-корреспондент, 1941 г.), Лондонского королевского общества (почетный член, 1944 г.), Итальянской Академии наук (почетный член, 1948 г.)

Он был удостоен звания почетного доктора наук (dосtог hоnоris саusа) Лехайским университетом (США, 1938 г.), Мичиганским уни­верситетом (США, 1938 г.), Цюрихской высшей технической школой (Швейцария, 1947 г.), Мюнхенской высшей технической школой (Германия, 1949 г.), Глазгоским университетом (Англия, 1951 г.), Болонским университетом (Италия, 1954 г.), Загребским политехничес­ким институтом (Югославия, 1956 г.) и др.