ГАБРИЭЛЬ ЛАМЕ

Механик и инженер Габриэль Ламе (Lame О., 22.07.1795 — 01.05.1870) родился в г. Туре (Франция). Среднее образование получил в одном из лучших учебных заведений Франции — лицее Людовика Великого. В 1814 г. успешно сдал экзамены в Политехническую школу и был принят третьим по конкурсу. В 1817 г. закончил ее (она была закрыта в 1816г. на один год) и поступил в Горную школу, которую окончил в 1820г.

В этом же году Г. Ламе и Б. Клапейрон были приглашены русским правительством на должности профессоров основанного в 1809 г. Института корпуса инженеров путей сообщения в чине майоров корпуса. Корпус инженеров путей сообщения представлял собой объединение инженеров, проектировавших и строивших дороги, каналы, порты и другие сооружения путей сообщения. Все члены корпуса носили военную форму и имели воинские чины. В организации института приняли участие французские механики и инженеры Агостин (Aвгycтин Августинович) де Бетанкур  — испанец по национальности, Пьер Доминик (Петр Петрович) Базен  и ряд других.  Вновь организованный институт должен был готовить инженеров для Корпуса. А.Бетанкур был первым директором Института, а после его смерти Институт возглавил П.Базен.

Естественно, что они использовали опыт французских Политехнической школы и Школы мостов и дорог. Преподавание всех предметов было основано на обширном изучении фундаментальных наук: математики, механики, физики и химии и вначале проводилось на французском языке. Однако в результате того, что лучшие выпускники оставлялись «для подготовки к профессорской деятельности» и становились профессорами, преподавание перешло на русский язык. Г. Ламе преподавал в институте высшую математику, физику и аналитическую механику. По его инициативе в 1824 г. была построена первая в России машина для испытания материалов на растяжение. В мемуаре, написанном им вместе с Б.Клапейроном  в 1839 г. изложены общие уравнения теории упругости, дана геометрическая интерпретация напряженного состояния в виде эллипсоида напряжений и решение некоторых задач теории упругости, в частности, задачи определения напряжений в толстостенном полом цилиндре, нагруженном внутренним и наружным давлениями. Вместе с Б. Клапейроном он исследовал деформацию арок. Г. Ламе прожил в России 11 лет и вернулся вместе с Б. Клапейроном во Францию в 1831 г. в связи с ухудшением отношений между Россией и Францией из-за происшедшей во Франции в июле 1830 г. революции. Поводом к возвращению на родину было награждение их правительством Луи-Филиппа орденом и запрещением Николая 1 носить этот орден. Возможно, что Г. Ламе и Б. Клапейрон обиделись и подали прошения об отставке. В результате полковники Г.Ламе и Б.Клапейрон были уволены с русской службы «по болезни».

После возвращения на родину Г. Ламе некоторое время работал над проектированием и постройкой железнодорожной линии между  Парижем и Сен-Жерменом. Вскоре Г. Ламе отошел от практической работы и занял кафедру физики в Политехнической школе, на которой он работал до 1844 г. За это время Г. Ламе опубликовал курс физики и несколько работ по теории света.

В 1852 г. вышла из печати книга Г. Ламе по теории упругости, которая, по-видимому, была первой монографией в этой области. В эту книгу в несколько иной форме был включен материал мемуара, написанного им совместно с Б. Клапейроном . Заметим, что в этой книге Г. Ламе использует две постоянные для изотропного тела. В 1854 г. был опубликован мемуар Г. Ламе, посвященный сферическим оболочкам. В 1824 г. Г. Ламе был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а в 1843 г. — членом Парижской академии наук. B 1850 г. он стал профессором теоретической физики Сорбонны, однако в 1863 г. из-за ухудшения здоровья прекратил преподавательскую деятельность.