АДЕМАР ЖАН-КЛОД БАРРЕ СЕН-ВЕНАН

 Механик и инженер Адемар Жан-Клод Барре Сен-Венан (Saint-Venant А. J. К. В., 23.08.1797 — 06.01.1886) родился в замке Фортуазо на берегу Сены. Он рано лишился  отца, который был его первым наставником. Среднее образование получил в классическом лицее фламандского города Брюгге, где обнаружил большие способности к математическим наукам. В 1813 г. в возрасте 16 лет поступил в Политехническую школу, из которой в 1814 г. был исключен без права поступления в нее в дальнейшем за отказ защищать Париж, когда войска союзников подходили к городу и слушатели Политехнической школы были мобилизованы. Свой отказ Б. Сен-Венан объяснил тем, что он считал Наполеона узурпатором, пытавшимся завоевать весь мир.    После этого инцидента Б. Сен-Венан в течении девяти лет работал техником на пороховом заводе и только в 1823 г. по особому разрешению министра внутренних дел был принят без экзаменов в Школу мостов и дорог, которую, несмотря на обструкцию товарищей, не разговаривавших и не садившихся с ним за одну парту, окончил первым в 1826 г. Таким образом, так же как и О. Коши, но в более позднем возрасте, 29 лет, Б. Сен-Венан получил квалификацию инженера путей сообщения. После окончания Школы мостов и дорог, в которой Сен-Венан с восхищением слушал лекции Л. Навье, он некоторое время работал в Совете по устройству дорог и мостов, затем четыре года на строительстве канала в Ниверне и, наконец, семь лет на строительстве канала в Арденнах. Заметим, что О. Коши, Л. Навье и Б. Сен-Венан, которые являются одними из основоположников сопротивления материалов и теории упругости, все окончили вначале Политехническую школу, а затем Школу мостов и дорог, т.е. были по специальности инженерами путей сообщения, а после окончания учебы, несмотря на явное тяготение к теоретическим исследованиям, некоторое время работали как инженеры в строительстве.

Свободное время Сен-Венан посвящал исследованиям по гидродинамике и в 1834 г. представил в Парижскую академию наук два мемуара по гидродинамике, которые привлекли к Сен-Венану внимание ученых-механиков, и когда в 1837 г. Г.Кориолис, занимавший в то время кафедру прикладной механики в Школе мостов и дорог, вынужден был по болезни отказаться от преподавания, Сен-Венан был приглашен читать лекции по его предмету. В своих лекциях он использовал новейшие достижения в теории упругости.

В 1843 г. Б. Сен-Венан представил в Парижскую академию наук мемуар об изгибе кривых стержней, а в 1847 г. — о кручении стержней. Более полно эти вопросы были освещены в мемуарах 1855 и 1856 гг.

    В этих работах методами теории упругости были решены задачи изгиба и кручения стержней. Б. Сен-Венан также изучал  чистый изгиб стержня прямоугольного поперечного сечения за пределами пропорциональности, удар и колебания балок.

Одновременно с работой по сопротивлению материалов и теории упругости Сен-Венан занимался гидравликой и ее практическими приложениями в сельском хозяйстве и два года (1850—1852) читал лекции по механике в Агротехническом институте в Версале.

Работы Сен-Венана по сопротивлению материалов и теории упругости нашли отражение в примечаниях к его переводу книги А.Клебша и в изданной им книге Л. Навье. В первой он рассматривал колебания стержней и теорию удара, а во второй излагал теорию упругости анизотропных сред и исследовал вопрос о числе упругих постоянных. В результате этого книга А.Клебша выросла в объеме в три раза, а книга Л.Навье — в десять раз.

Сен-Венан был исключительно трудолюбив. Каждый день с 5 утра до 7 вечера он работал. Только вечером он появлялся в кругу семьи. И тогда лучшего собеседника по вопросам литературы и искусства трудно было бы себе представить.

В 1868 г. Сен-Венан был избран действительным членом Парижской академии наук. В это же время он обратил внимание на экспериментальное исследование прессования металлов, выполненное А.Треска, которое было опубликовано в «Comptes Rendus» (доклады Парижской академии наук). Результатом были две статьи Б.Сен-Венана, напечатанные в 1871 г. В этих статьях заложены основы современной теории пластичности.