Николай Коперник

Астрономическое направле­ние кинематических исследований в средневековой Европе почти не развивалось.

В эпоху Возрождения потребности естествознания и за­просы техники, и особенно потребности астрономии, опре­деляют особый интерес к кинематике.

Усовершенствование календаря требует уточнения и пересмотра теории движения небесных тел. Развитие мо­реплавания и техники определения географических координат с помощью астрономических наблюдений требует проверки и уточнения астрономических эфемерид светил.

Таковы были условия, в которых создавалась гелио­центрическая система Н. Коперника (1473—1543), изло­женная главным образом в его основном астрономиче­ском труде «О вращениях небесных сфер».

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473—1543)

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473—1543)

Николай Коперник — польский астроном, создатель гелиоцентрической си­стемы мира. Коперник совершил переворот в естест­вознании, отказавшись от принятого в течение мно­гих веков учения о неподвижности Земли и раскрыв истинное строение Солнечной системы.

Низвергнув Землю до уровня остальных планет, Коперник сделал ре­шительный шаг в установлении нового научного миро­воззрения.

Нас в его системе, однако, должно интересовать дру­гое, а именно, ее значение в развитии механики.

Система Коперника — чисто кинематическая; создавая ее, он исходил из пространственно-временных соотноше­ний, ибо главной своей целью считал рациональное объяс­нение видимого движения небесных тел. Основой теории Коперника является понятие движения, не вызывающего никаких эффектов в движущейся системе.

Размышления об относительности механических движе­ний помогли ему обосновать возможность объяснения ви­димых движений светил, наблюдаемых земным наблюдателем, с помощью представления о подвижности Земли, ее суточном вращении и годичном обращении вокруг Солнца.

Соображения об относительности движения неоднократ­но встречались и до Коперника. Они имеются и в ин­дийских астрономических сочинениях средневекового Востока. Намеки такого рода встречаются и у ученых Западной Европы. Таково, например, высказывание Ни­колая Кузанского (1401—1464): «Для нас ясно, что Земля действительно находится в движении, хотя нам этого и не кажется, потому что мы замечаем движение по срав­нению с чем-нибудь неподвижным... всякий, будет ли он находиться на Земле, или на Солнце, или на другой звезде, полагает, что он находится в неподвижном центре, а все другое движется».

Однако лишь у Коперника эти идеи оформились в цельную систему. Вот как он сам говорит об относитель­ности механических движений:

«Всякое представляющееся нам изменение места проис­ходит вследствие движения наблюдаемого предмета или наблюдателя или, наконец, вследствие неодинаковости перемещений того и другого, так как не может быть заме­чено движение тел, одинаково перемещающихся по отно­шению к одному и тому же телу (я подразумеваю дви­жение между наблюдаемым и наблюдателем)» (Николай Коперник. О вращениях небесных сфер).

Существенное значение в развитии не только кинема­тики, но и кинетики вообще имеет полемика Коперника со сторонниками птолемеевской теории о невозможности доказать суточное движение Земли. По их мнению, в слу­чае, если бы Земля вращалась, то все предметы, нахо­дящиеся на ней и не связанные жестко с Землей, должны отставать от нее к западу, т. е. в направлении, проти­воположном ее вращению. Коперник утверждал, что вся­кое тело, падающее или брошенное с поверхности Земли, помимо присущего ему движения «естественного» или «насильственного», имеет еще одно движение — круго­образное. «Истинное движение» тела, или «движение от­носительно Вселенной», складывается из двух движений. Подобные соображения позволяют говорить о том, что Ко­перник достаточно близко подошел к понятию об отно­сительном и переносном движениях (Соображения о сложении движений имелись у Леонардо да Винчи).

Следует отметить, что система Коперника имеет чисто кинематический характер. Динамика в ней присутствует лишь потенциально.