И.В. Мещерский — педагог высшей школы

Иван Всеволодович Мещерский был выдающимся педаго­гом русской высшей технической школы. Особенно большое вни­мание он уделял постановке преподавания основного курса теоретической механики. Когда в 1902 году Иван Всеволодович стал руководителем кафедры теоретической механики в Петер­бургском политехническом институте, он имел уже вполне сло­жившуюся точку зрения на место и цели курса теоретической механики в высших технических учебных заведениях.

Основную идею Мещерского можно формулировать так: в высшей технической школе курс теоретической механики дол­жен быть теснейшим образом связан с курсами прикладной ме­ханики (кинематика и динамика механизмов, сопротивление материалов и др.) [И. В. Мещерский, Преподавание механики и механические кол­лекции в некоторых высших учебных заведениях Италии, Франции, Швейца­рии и Германии, 1895. (Отчет о заграничной командировке.)] При выборе задач на практических занятиях особенное внимание должно быть обращено на то, чтобы задачи имели конкретную форму, студенты, решая эти задачи, должны приобрести умение и навыки применения общих теорем и мето­дов теоретической механики к конкретным вопросам прикладного значения. Теоретическая механика — научная основа важней­ших разделов техники. Знание законов механики направляет и дисциплинирует творческую интуицию инженеров. Интуитив­ные инженерные догадки, инженерное «чутье» должны воспиты­ваться в студенческие годы. Нужно научить будущего инженера стоять на твердой почве логики фактов, что дает наука, и воспи­тать у него уверенность в бесконечном могуществе технического творчества, опирающегося на объективные законы науки.

Мещерский считал, что для подготовки высококвалифициро­ванного и широко образованного инженера нужно сосредото­чить изучение общеобразовательных дисциплин на первых двух курсах, а затем уже переходить к специализации. Такой вывод следовал из тщательного анализа постановки преподавания теоретической механики в высших технических учебных заведе­ниях России и западноевропейских стран. «Математика, механи­ка, физика и химия, — писал И. В. Мещерский, — в известном объеме, который может быть установлен, составляют основу всякого технического образования; приступая к изучению техни­ческой специальности, будущий инженер должен уже владеть этими предметами в указанном объеме».

Курс теоретической механики, написанный И. В. Мещерским, выдержал несколько изданий и, несомненно, способствовал подъ­ему научного уровня преподавания механики в наших высших технических учебных заведениях. В этом курсе проведено отде­ление статики плоской системы сил от статики произвольной пространственной системы. В предисловии к первой части своего курса Мещерский пишет: «В статике рассматриваются вопросы о сложении, разложении и равновесии сил, приложенных к твер­дому телу; она делится на два отдела: статику на плоскости, в которую входит и графическая статика, и статику в пространст­ве, ввиду того что представления в плоскости гораздо проще представлений в пространстве, и для начинающего студента важно проработать прежде всего вопросы, относящиеся к силам, расположенным в одной плоскости; только после этого он бу­дет в состоянии разбираться с ясным пониманием в вопросах, относящихся к силам в пространстве».

По инициативе профессора Мещерского в курсах теоретиче­ской механики для русской высшей технической школы были введены разделы, посвященные уравнениям Лагранжа 2-го ро­да и теории малых колебаний механических систем.

Особенно большое научно-педагогическое значение имеет за­дачник по курсу теоретической механики, составленный под ру­ководством И. В. Мещерского, выдержавший более 25 изданий и являющийся до наших дней настольной книгой студентов пер­вых двух курсов. В задачнике нашли наиболее яркое воплощение педагогические идеи профессора Мещерского. Зная, насколько важен для усвоения законов механики высокий уровень поста­новки практических занятий, И. В. Мещерский пригласил в По­литехнический институт ряд талантливых молодых механиков. Среди них можно назвать Е. Л. Николаи, С. П. Тимошенко, Г. В. Колосова, В. Ф. Миткевича, Б. А. Бахметьева и др. При ка­федре механики был создан кабинет, в котором тщательно собирались приборы и модели, необходимые при преподавании теоретической механики.

Следует отметить, что задачник Мещерского переведен на английский язык и принят в качестве пособия в американских высших технических учебных заведениях. Влияние идей И. В. Ме­щерского на постановку преподавания механики во втузах мож­но наглядно проследить почти по всем современным советским учебникам теоретической механики.

Научные изыскания И. В. Мещерского по теории движения тел переменной массы имели большое значение для будущего развития ракетной техники и промышленности. Сейчас это до­статочно ясно подавляющему большинству ученых и инжене­ров. В конце XIX и начале XX века ценность научных работ по вопросам теории реактивного движения не казалась значитель­ной. Изучением движения тел переменной массы занимались одиночки по собственной инициативе и любознательности. Не было научно-технической базы для развертывания эксперимен­тов, не было средств для создания опытных образцов, двигатели прямой реакции (реактивные двигатели) не стали еще насущной потребностью промышленного развития.

Характерно, что магистерская диссертация Мещерского «Ди­намика точки переменной массы», которую он защищал в Петер­бургском университете 28 ноября 1897 года, встретила достаточ­но холодный прием. Иван Всеволодович вспоминал впоследст­вии, что на диспуте для многих присутствовавших было неясно, какое значение для науки имеет развитие динамики тел пере­менной массы. К чести Петербургского университета следует отметить, что 1 декабря 1897 года И. В. Мещерский был утверж­ден советом университета в ученой степени магистра прикладной математики.

Научное предвидение И. В. Мещерского, его сознательно на­правляемые, целеустремленные творческие искания в области, считавшейся фантастической и далекой от передовых идей со­временности, характеризуют его как талантливого, проницатель­ного механика. Прозревать будущее развитие науки на десятиле­тия вперед, даже в какой-нибудь узкой области, дано немногим. Настаивать на необходимости новых путей развития теоретиче­ской механики в течение 40 лет и до конца жизни не получить решающих подтверждений важности и значительности своих теоретических работ было психологически очень трудно. До не­давнего времени И. В. Мещерский был известен широким кру­гам русской научно-технической интеллигенции как педагог высшей школы, но не как выдающийся ученый-новатор. Это не­понимание коллегами и современниками прогрессивности науч­ных исследований И. В. Мещерского заставляло его быть не­обычайно сдержанным, бесстрастным и пунктуальным. Сдержан­ность— основное качество его научного стиля. Все излагается в тесных рамках формально-логических построений, всюду виден почерк человека высокой математической культуры. В построе­нии и изложении его работ все идет от разума; никаких доводов и призывов к чувству читателя. Нет гипотез, физических про­гнозов, мечтаний, приближенных качественных утверждений да­же в популярных докладах. Полемические замечания обоснова­ны с необычным мастерством и соблюдается безукоризненная точность по отношению к самым малозначащим формулировкам противников. С выводами Мещерского трудно спорить: они мате­матически неопровержимы.

Многим он казался сухим, замкнутым и чрезмерно педантич­ным человеком. Его отступления от установившегося порядка преподавания имели место только при выдающихся ответах сту­дентов на экзаменах по теоретической механике. Он обычно преподносил таким студентам оттиски своих работ по динамике тел переменной массы — лучшее, что он имел. В своей научной деятельности он следовал хорошо известному девизу Майкла Фа­радея: «Работать, оканчивать работу и публиковать ее».

Иван Всеволодович Мещерский трудился как ученый и педа­гог до самых последних дней своей жизни. Он скончался 7 янва­ря 1935 года на 76 году жизни в г. Ленинграде.