Выдающийся ученый — А.Н. Крылов

В конце XIX столетия среди выдающихся ученых-механиков России появился новый самобытный талант — Алексей Николае­вич Крылов.

2015-10-17 03-28-45 Скриншот экрана

Его оригинальный и независимый склад ума, ге­ниальная интуиция, отчетливое представление о путях мирового технического прогресса много способствовали дальнейшему раз­витию и совершенствованию русской механики.

Алексей Николаевич принадлежал к лучшим представителям старой русской интеллигенции. Он хорошо видел и возможности и недостатки дореволюционного государственного устройства; он знал и понимал великую силу практической сметки нашего народа, идущей всегда своеобразными, свежими, нетрафаретны­ми путями. В научном облике выдающегося русского академика легко увидеть эти глубоко народные и национальные черты. В каждой его научной работе, даже посвящённой малым буднич­ным делам техники, всегда поражает и подкупает свежая, ори­гинальная мысль, свободная от вековых предрассудков формы изложения, но всегда тесно связанная с лучшими гениальными творениями великих мастеров физико-математических наук.

Алексей Николаевич Крылов родился 15 августа 1863 года в деревне Висяга, Алатырского уезда, Симбирской губернии, в семье артиллерийского офицера. В сентябре 1878 года пятнад­цатилетний гимназист Крылов решает стать моряком. Он покида­ет Рижскую классическую гимназию и поступает в младший приготовительный класс Морского училища, блестяще выдержав конкурсные экзамены. В 1884 году после окончания курса и сда­чи выпускных экзаменов А. Н. Крылов был произведен в мичманы флота. С 1884 по 1887 год он работал в компасной части Главного гидрографического управления. Работа в компасной части проходила под руководством большого знатока компасного дела профессора И. П. де Коллонга, который поручил молодому мичману проштудировать классическую работу Гаусса о земном магнетизме и затем на основании этой работы и наблюдений вы­числить деления для горизонтальных и вертикальных сил нового дефлектора компаса. Результатом этих занятий явилась первая научная работа Алексея Николаевича, напечатанная в №2 «За­писок по гидрографии».

Дальнейшие научные занятия Крылова были посвящены теории девиации компасов. Этим вопросом А. Н. Крылов интере­совался всю свою жизнь, и его работа «Основания теории деви­ации компаса» была удостоена в 1940 году Государственной премии. С 1887 по1888 год А. Н. Крылов проходит одногодичный стаж практической работы на судостроительном заводе и в сен­тябре 1888 года поступает в число слушателей кораблестрои­тельного отдела Морской академии. Наибольшее влияние на формирование научных взглядов Алексея Николаевича имели профессора Морской академии: математик А. Н. Коркин и ме­ханик И. П. де Коллонг.

После окончания Академии в 1890 году А. И. Крылов был ос­тавлен при Академии, и ему сначала было поручено руководство практическими занятиями по математике на механическом и ко­раблестроительном факультетах. Однако уже в 1891 году на Алексея Николаевича возлагается чтение одного из основных курсов академии — теории корабля.

Вся дальнейшая научная, практическая и служебная деятель­ность А. Н. Крылова была тесно связана с развитием Морской академии. Ряд выдающихся исследований по приближенным вычислениям, теории корабля, уравнениям математической фи­зики, внешней баллистике и общей механике был проведен Алек­сеем Николаевичем за долгие годы его профессорской деятельно­сти в стенах Морской академии.